Перейти на главную
Справочник по гидравлике Гидравлические калькуляторы Гидравлическая аппаратура Гидроцилиндры Насосы Компрессоры
Статья оказалась полезной?
Подписаться
Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте или канал на Youtube
    Участники группы могут:
  • Скачивать чертежи и гидросхемы
  • Получать справочные материалы
  • Влиять на тематику новых статей
  • Участвовать в голосованиях, конкурсах

Вступая в группу, подписываясь на канал, оставляя комментарии, вы помогаете развивать сайт.

Лучшие статьи
Механизмы, машины / Редукторы и передачи / Подшипники скольжения
2018-04-08

Подшипники скольжения

Подшипник - это устройство для поддержания вала или вращающейся оси, обеспечивающее свободное вращение и предающее на опорные конструкции усилия, действующие на валы или оси.

Виды подшипников

Подшипники разделяют на две большие группы скольжения и качения, в зависимости от направления воспринимаемой нагрузки различают, радиальные, упорные, радиально-упорные подшипники. Рассмотрим один из вариантов классификации.

  • Подшипники скольжения
    • Радиальные - опоры
    • Упорные - подпятники
    • Радиально-упорные
  • Подшипники качения
    • Радиальные
    • Упорные
    • Радиально-упорные

Устройство подшипников скольжения

В подшипниках скольжения, поверхность вала и соприкасающаяся с ней поверхность подшипника находятся в условиях относительного скольжения, в результате чего возникают силы трения-скольжения, которые вызывают нагрев и износ цапфы вала, вкладыша подшипника.

Для снижения влияния сил трения были разработаны особенные типы подшипников скольжения - гидродинамические и гидростатические, у которых в зазоре между валом и подшипником находится гидравлическая жидкость, исключающая трение металлических поверхностей, что значительно снижает механические потери.

Разъемные и неразъемные подшипники скольжения

Схема неразъемного подшипника показана на рисунке.

Неразъемный подшипник скольжения

Представленный подшипник является отъемным, так как он выполнен отдельно от корпуса. В неотъемной конструкции корпус и подшипник - единое целое. Вал опирается на вкладыш подшипника, который установлен в корпусе.



Конструкция разъемного подшипника показана на рисунке.

Разъемный подшипник скольжения

Вкладыш, состоящий из двух половин, устанавливается в корпусе и закрывается крышкой, конструкция фиксируется болтами.

Конструкция вкладыша

Вкладыш является наиболее ответственным элементом конструкции опры скольжения. Конструкция вкладыша зависит от типа подшипника, материалов, способа смазки. На рисунке показана схема разъемного бронзового вкладыша.

Бронзовые вкладыш подшипника скольжения

Фиксация вкладыша может обеспечиваться штифтами или выступом, для ограничения перемещения в осевом направлении на вкладыше выполнены буртики. Для подвода смазки предусмотрено отверстие.

Жидкая смазка подается в подшипник скольжения с помощью масленок, фитилей, разбрызгивателей.

Материалы, использующиеся в подшипниках скольжения

В зависимости от условий эксплуатации и нагрузок для изготовления вкладыша подшипника скольжения могут использоваться:

  • Чугун - при малых скоростях и нагрузках, и при отсутствии ударов;
  • Бронза - при высоких нагрузках и скоростях, при наличии ударных нагрузок применяют свинцовую бронзу С30;
  • Латуни - при высоких нагрузках и невысоких скоростях;
  • Баббит - сплавы на основе олова или свинца обладают отличными антифрикционными свойствами, но поп прочности они уступают чугуну и бронзе;
  • Металлокерамика - железо-графитные и бронзо-графитные вкладыши способны достаточно долго работать без подачи смазки;
  • Графит - прессованные вкладыши из графитового порошка способны работать без подвода дополнительной смазки при малых нагрузках и скоростях;
  • Полимеры - полиамид (капролон), фторопласт применяют в узлах где смазка, по каким-либо причинам неосуществима или недопустима; вкладыши подшипников скольжения из текстолита и текстолитовой крошки применяют при смазке водой;
  • Древесина - в качестве материалов для вкладышей, взаимодействующих с водой, могут быть использованы - древесно слоистые пластики, лигнофоль или твердые породы деревьев, например бук.

Достоинства подшипников скольжения

  • Возможность работы на очень высоких скоростях;
  • Малые габариты в радиальном направлении;
  • Низкий уровень шума;
  • Устойчивость к вибрациям;
  • Пригодны для работы в агрессивных средах;
  • Возможность работы при тяжелых нагрузках.

Недостатки подшипников скольжения

  • Высокие потери на трение;
  • Большие габариты в осевом направлении;
  • Сложность конструкции подшипников некоторых типов (например гидростатических подшипников);
  • Отсутствует стандартизация.