Вступая в группу, подписываясь на канал, оставляя комментарии, вы помогаете развивать сайт.
- Как читать гидравлические схемы
- Как читать электрические схемы
- Размеры трубной резьбы
- Принцип работы гидропривода
- Что такое класс точности манометра
- Расчет давления на глубине
- Расчет потерь напора по длине
- Расчет усилия гидроцилиндра
- Калькулятор для перевода давления
- Калькулятор для перевода расхода
- Как устроен пневмоцилиндр
- Как работает редукционный клапан
Гидродинамический подшипник
Гидродинамическим называют подшипник скольжения, предназначенный для работы в гидродинамическом режиме смазки.
В гидродинамическом подшипнике отсутствует прямой контакт между трущимися поверхностями, так как зазор между ними под действием гидродинамических сил заполняется смазывающей жидкостью.
Использование гидродинамического подшипника позволяет заменить трение скольжения на жидкостное трение, и снизить потери энергии.
В гидродинамическом подшипнике нагрузку воспринимает и передает на опору тонкий слой жидкости.
Условия возникновения жидкостного трения
Для работы гидродинамического подшипника необходимо создание гидродинамического слоя смазки, для этого нужно обеспечить следующие условия:
- смазывающая жидкость должна удерживаться в зазоре (например между валом и корпусом подшипника)
- в смазывающей жидкости должно поддерживаться давление достаточное для уравновешивания нагрузки
- жидкость должна полностью разделять скользящие поверхности, а значит ее слой должен быть выше, чем сумма шероховатостей поверхностей
- толщина слоя жидкости должна быть больше минимального значения
Принцип работы гидродинамического подшипника
Рассмотрим схему работы гидродинамического подшипника.
Вал установлен в корпусе заполненном маслом с зазором, под действием нагрузки вал прижимается к нижней поверхности корпуса. Получается, что в начальном положении вал расположен в корпусе с эксцентриситетом.
При вращении вала, небольшой слой жидкость за счет адсорбции приходит в движение и увлекается вслед за поверхностью вала. Последующие слои также могут увлекаться во вращательное движение за счет вязкости рабочего масла. Получается, что вал выполняет роль насоса, создавая поток рабочей жидкости, и нагнетая ее в клиновидную щель между корпусом и валом. В результате воздействия вращающегося вала масло стремится заполнить клиновидную щель и поднять вал, с другой стороны этому препятствует нагрузка действующая на вал.
При создании давления достаточного для того, чтобы приподнять вал, и обеспечить протекание масла по всей окружности наступает равновесное состояние.
Гидродинамический подшипник с клиновыми расточками вкладыша
Для обеспечения высоких антивибрационных свойств используют гидродинамический подшипник с клиновыми расточками, в котором цапфа вала опирается на несколько масляных клиньев. Это снижает вероятность возникновения вибраций.
Расчет гидродинамического подшипника
Условие обеспечения жидкостного трения:
- где h - толщина слоя смазки
- Rz1 шероховатость детали 1
- Rz2 шероховатость детали 2
- y - стрела прогиба шипа (вала)
Наименьшее отношение относительного эксцентриситета можно вычислить по формуле:
- где s - средний зазор
- х - относительный эксцентриситет х = e / 0,5 s
Необходимую вязкость жидкости, при которой удастся достичь режима жидкостного трения можно определить по формуле:
- l - длина вала, м
- d - диаметр вала, м
- ω - угловая скорость вращения вала
- P - величина нагрузки
- Ψ - относительный зазор Ψ = s/d
- Фр - безразмерный коэффициент несущей способности
При работе гидродинамического подшипника скольжения масло будет нагреваться, а значит его вязкость будет изменяться. Зависимость вязкости от температуры рабочей жидкости отражена в температурно-вязкостной характеристике. В случае если начальная температура масла неизвестна расчет производят методом последовательных приближений, задаваясь начальным значением - 50 °С.
Достоинства гидродинамических подшипников
- высокий ресурс
- низкий уровень шума
- малые вибрации при работе
- демпфирование ударных нагрузок
Недостатки гидродинамических подшипников
- возможность работы только при высоких частотах вращения
- влияние температуры на режим работы, характеристики