Перейти на главную
Гидравлические калькуляторы Измерительные приборы Гидравлическая аппаратура Гидроцилиндры Насосы Компрессоры
Статья оказалась полезной?
Подписаться
Подпишитесь на наши группы в соц. сетях:

Вступая в группу, подписываясь на канал, оставляя комментарии, вы помогаете развивать сайт.

Лучшие статьи
Механизмы, машины / Редукторы и передачи / Назначение, виды, элементы валов. Погрешности при монтаже валов
2020-11-02

Назначение, элементы, виды валов

Вал - деталь предназначенная для удержания вращающихся деталей и передачи крутящего момента.

В поперечном сечении валы, чаще всего имеют круглую или кольцевидную форму, отдельные участки могут иметь другое сечение, например участки с шлицами, лысками.

Назначение валов

Назначение валов - удерживание посаженных на него деталей и передача нагрузки от них на опоры.

Вал, в отличии от оси, передает вращающий момент, следовательно - скручивается.

В механизмах, как правило, используется несколько агрегатов, и необходимо реализовать передачу вращающего момента от вала одного устройства к валу другого. Для этих целей могут быть использованы механические передачи (например цепная) или муфты.

Виды валов

Вал - одна из самых распространенных деталей механизмов и машин. Существует множество конфигурации и конструкции валов. Их можно классифицировать по различным признакам.

По назначению различают:

  • валы передачи
  • коренные валы (несущие не только детали передач, но и рабочие органы)

По форме геометрической оси:



  • прямые
  • коленчатые
  • гибкие

По конструктивным признакам:

  • гладкие (постоянного поперечного сечения)
  • ступенчатые
  • валы с фланцами
  • валы-шестерни

Элементы конструкции вала

Обычно вал представляет из себя цельную деталь, однако он может быть и составным, состоящим из нескольких частей.

Элементы вала

Рассмотрим основные элементы конструкции валов:

  • Цапфа - опорная часть вала, цапфа может быть цилиндрической, конической или сферической.
  • Шейка - промежуточная цапфа.
  • Шип - цапфа, расположенная на конце вала, предназначенная для восприятия, радиальной нагрузки.
  • Пята - цапфа, расположенная на конце вала, предназначенная для восприятия осевой нагрузки.
  • Заплечик – торцевая поверхность вала поверхность предназначенная для упора деталей, подшипников качения и т.п.
  • Буртик – утолщение вала, предназначенная для упора деталей.
  • Канавка – углубление на поверхности вала, предназначенная для выхода режущего инструмента, установки стопорного кольца и т.д.
  • Галтель – плавный переход от меньшего сечения вала, к поверхности заплечника или буртика. Размер галтели определяется диаметром вала согласно ГОСТ 12080-66.
  • Фаска – скошенная часть поверхности вала. Фаска облегчает установку деталей на валу при сборке. Размер фасок стандартизован ГОСТ 12080-66.
  • Шпоночный паз – углубление, предназначенное для установки шпонки.
  • Шлиц - паз на валу, в который входит зуб сопрягаемой детали.
  • Лыска - плоская поверхность вала, получаемая путем удаления части металла фрезой.

Погрешности монтажа валов

При выборе типа муфты следует учитывать возможные погрешности, возникающие при монтаже валов.

  1. Монтажный зазор
    Монтажный зазор при установке валов
  2. Радиальное смещение
    Радиальное смещение при монтаже валов
  3. Угловое смещение
    Угловое смещение при монтаже валов